Комментарий к разделу «Природа и культура в жизни человека»
Темы данного направления:
- обращены к философским, социальным, нравственным, эстетическим вопросам, а также к проблемам экологии;
- предполагают рассуждения об искусстве и науке, о природе таланта, значении художественного творчества и научных открытий, о личных интересах и предпочтениях в сфере культуры, а также о родном языке и языковой культуре;
- затрагивают тему предназначения художника и ответственности учёного, величия произведений искусства и научных свершений, в том числе в связи с памятными датами;
- помогают задуматься о роли культуры в жизни личности, о связи языка с историей страны, о бережном отношении к слову, сохранении исторической памяти и духовных традиций;
- побуждают к размышлениям о взаимодействии человека с природой, о путях развития культуры, о влиянии искусства и современных технологий на личность.
Примеры реальных тем
3.1. Природа и человек
- Может ли природа помочь человеку понять себя?
- Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?
- Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
- Человек и «братья наши меньшие» в искусстве
- Почему нельзя допускать ошибок по отношению к природе?
- Почему Тютчев назвал природу «сфинксом»?
- Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?
- Почему весенний пейзаж так часто запечатлён в произведениях искусства?
- Чем мир живой природы привлекателен для писателя?
- Чем опасно равнодушное отношение к природе?
- Считаете ли Вы, что общение человека с природой действует на него благотворно?
- Человек и природная стихия
- Почему человек до сих пор не постиг всех тайн природы?
- Что в природе может, с Вашей точки зрения, вызвать восхищение человека?
- Как Вы понимаете высказывание Астафьева: «Общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека»?
3.2. Наука и человек
- Для чего человеку нужные новые технологии?
- Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
- Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
- Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
- Останется ли прежним человек в век информационных технологий?
- Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
- Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?
- Всё ли подвластно науке?
- Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?
- Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
- Как научные открытия меняют жизнь людей?
- Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?
- Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
- Какая угроза способна объединить человечество?
- О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?
3.3. Искусство и человек
- Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня
- Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
- Какое произведение искусства можно назвать великим?
- Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?
- В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
- Почему литературу часто называют «человековедением»?
- Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?
- Как Вы понимаете призыв Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
- Когда произведение искусства становится бессмертным?
- Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?
3.4. Язык и языковая личность
- Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа?
- В чём сила слова?
- Как исторические события влияют на изменения в языке?
- Когда обесцениваются высокие слова?
- Согласны ли Вы с высказыванием Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость»?
- Как Вы понимаете высказывание Белинского: «Язык идёт вместе с жизнию народа»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Чехова: «Краткость – сестра таланта»?
- Что, по-Вашему, важнее: победить в споре или прийти к общему мнению?
- Возможны ли споры между единомышленниками?
- Согласны ли Вы с мнением о том, что истина часто рождается в споре?
- Как в языке отражается история народа?
- Нужно ли бороться за чистоту русского языка?
- В чем заключается искусство говорить?
- Как человека характеризует его речь?
- Как вы понимаете строки Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана»?
Смотри также: