Комментарий к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Темы данного направления:
- отражают взгляд на человека как на часть семьи, общества, народа, своего поколения и времени;
- обращают внимание на осмысление семейных и общественных ценностей, традиций и культурных обычаев, межличностных связей и влияния среды на формирование личности;
- поднимают вопросы, связанные с историческими эпохами, гражданскими идеалами, значением сохранения памяти о прошлом и ролью отдельной личности в историческом процессе;
- побуждают задуматься о славе и бесславии, о личных и общественных достижениях, о собственном вкладе в развитие общества;
- стимулируют рассуждения об образовании и воспитании, разногласиях поколений, важности общественного согласия, народных подвигах и направлениях движения социума.
Примеры реальных тем
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
- Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
- В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
- Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
- Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
- Почему так важно сохранять связь между поколениями?
- Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
- Что дом может рассказать о своём хозяине?
- Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
- Что связывает Ваших сверстников с поколением отцов и дедов?
- Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
- Можно ли обмануть совесть?
- Как на войне раскрывается характер человека?
- Как Вы понимаете строки Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»?
- Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
- Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим
- За что дети могут уважать своих родителей?
- Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
- Что такое гражданский долг?
- Почему человеку необходимы нравственные нормы?
2.2. Человек и общество
- Какие качества делают человека лидером?
- Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
- Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?
- Важно ли для человека общественное одобрение его поступков?
- Помощь другим – право или обязанность?
- В чём причины вражды между людьми?
- Почему важно научиться понимать другого человека?
- Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
- Может ли один человек изменить общество?
- Что каждый из нас может сделать, чтобы мир стал лучше?
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
- Кому или чему можно принести клятву на верность?
- Какого человека можно назвать героем своего времени?
- Как связаны гражданский долг и личное счастье?
- В чём может проявляться любовь к своему Отечеству?
- Какими качествами должен обладать настоящий воин?
- Каким событиям Вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему?
- Что значит быть гражданином?
- Что такое «связь времён»?
- «Уж постоим мы головою за Родину свою!» (Лермонтов). Как Вы понимаете высказывание поэта?
- «Я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал». К каким размышлениям приводит Вас это утверждение Пушкина?
- Почему дух войска многое определяет в исходе сражения?
- Как смелость может проявиться во время войны?
- Согласны ли Вы с утверждением Некрасова: «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»?
- С чего начинается Родина для Вас?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
Смотри также: